Миф о патентах на изобретения

Порассуждаем о том, как патент на устройство иногда используется в недобросовестной конкуренции.

Патентное право – величайшее достижение человеческой мысли, позволяющее автору новой идеи или изобретения защитить свои авторские права.

К сожалению, всегда найдутся люди, которые нужное и полезное достижение сумеют извратить и использовать в своих корыстных целях. Не обошло это поветрие и патентное право.

Следуя канонам маркетинга, любой производитель, рекламируя свою продукцию, стремится подчеркнуть ее уникальность. Однако если добропорядочные создатели продукта описывают его уникальные характеристики, приносящие выгоду и пользу потребителю, то находятся и такие, которые уникальность своего товара пытаются доказать только фактом существования патента на решения, заложенные в основу товара.

Некоторые потребители, не очень ориентирующиеся в сложном патентном праве, воспринимают наличие патента как чуть ли не сертификат высшего качества, символ высокой квалификации и надежности. Но это далеко не так.

Патент всего лишь подтверждает право лица считаться автором некоего решения, описанного в свидетельстве.

При этом часто продаваемый продукт и описанные в патенте технические решения не имеют ничего общего. Т.е. авторское свидетельство выдано на конкретные решения, а в товаре эти решения занимают очень незначительную долю, не играют существенной роли и даже иногда отсутствуют.

Вот и получается, что потребитель, «клюнув» на магию наличия патента, может быть разочарован характеристиками реального товара. Не обошла эта напасть и сферу производства галогенераторов.

О патентах на галогенераторы

Так, производитель устройства АГГ-03 («Санкт-Петербургский институт профилактической медицины») на своем сайте первым предложением об аппарате (по-видимому, считая это самым главным) пишет: «Галогенератор АГГ-03 — единственный галогенератор, имеющий патент РФ (№ 104066)». (Приоритет 23 ноября 2010 г., выдача свидетельства – 10 мая 2011 г. Далее для удобства будем называть этот патент – патент Горбенко по фамилии автора).

Галогенератор АГГ-03 — единственный галогенератор, имеющий патент РФ № 104066

Партнеры упомянутого производителя пошли еще дальше. На сайте некоторых из них указано: «Галогенератор «АГГ-03» — единственный галогенератор, имеющий патент РФ, что говорит о применении в нем технологических новшеств и усовершенствований».

Эти утверждения вводят покупателя в заблуждения, являясь некорректными, и вот почему.

1. Авторы утверждений, говоря о патенте Горбенко, как о единственном патенте РФ, «забывают» или не знают, что в РФ, как правопреемнице СССР, действуют патенты СССР. А намного раньше вышеупомянутого патента Горбенко (№ 104066), было зарегистрировано изобретение «Устройство для получения сухого аэрозоля» Патент №1793932 с приоритетом от 29 мая 1991 г. (зарегистрирован 8 октября 1992 г – далее для удобства Патент Аэромед).

В этом патенте впервые «с целью обеспечения требуемой концентрации аэрозоля в лечебном помещении, оно (Устройство) снабжено… датчиком концентрации аэрозоля, соединенным с блоком управления, подключенным к выключателю привода измельчителя…” Срок действия этого патента был 20 лет, т.е. до 28 мая 2011 г.

После окончания срока действия патента авторы, опираясь на результаты инженерных изысканий и современный уровень техники создали и зарегистрировали ряд патентов на следующее поколение галогенераторов: №112830 от 26 апреля 2011 г., №147080 от 29 апреля 2014 г., Заявки: №2014117608/14 от 29.04.2014 г., №2014104327/14 от 10.02.2014 г.

Таким образом, на момент подачи патента на технические решения, лежащие в основе галогенератора АГГ-03 (патента Горбенко), действовал патент Аэромеда №1793932 с приоритетом от 29 мая 1991 г. Но это еще не все.

Читайте также:  Как справиться со стрессом и тревогой самостоятельно

Существуют и другие патенты на галогенераторы. Например, беглый получасовой поиск в патентной базе дает следующие результаты:

— Заявка №2009123875/22, от 22.06.2009 (дата начала срока действия патента: 22.06.2009). Автор(ы):
Зарогатский Леонид Петрович (RU), Пирогова Ольга Александровна (RU),
Мешкалова Елена Борисовна (RU),
Потапов Антон Сергеевич (RU) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СУХОГО АЭРОЗОЛЯ;

— Заявка 2004133935/22 от 23.11.2004 Автор(ы): Дементьев С.В. (RU), Ахматдинов О.С. (RU), Баранников В.Г. (RU) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПОДАЧИ АЭРОЗОЛЯ В СОЛЯНУЮ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКУЮ ПАЛАТУ.

2. Теперь посмотрим, верно ли утверждение о применении в АГГ-03 «технологических новшеств и усовершенствований»?

Из формулы патента можно увидеть, что все усовершенствования сводятся к описанию по-новому процессов формирования воздушных потоков, появлению входных фильтров, и наличию бактерицидной лампы. Такое впечатление, что произошедшие за последние 25 лет кардинальные изменения электронной базы промышленности, появление современной микроэлектроники и микропроцессоров остались незамеченными авторами данного патента.

3. Верно ли считать, что раз на аппарат есть патент, то это достаточная гарантия его функциональности?

Конечно, это наивное заблуждение.

Потребителя, ни в первую, ни во вторую очередь не должен волновать вопрос «А есть ли на прибор патент?», и уж тем более «А первый ли он в РФ?». Потребитель должен задать совсем другие вопросы производителю, если хочет приобрести прибор для эффективной реализации галотерапии.

Какие же это вопросы?

  • Есть ли у производителя лицензия на производство медизделий? Это гарантия контроля производства со стороны государства.
  • Если ли на приборы сертификаты соответствия? Это также гарантия контроля со стороны государства.
  • Соответствует ли прибор требованиям утвержденных медицинских методик? Это говорит о соблюдении требований Минздрава.
  • Как широко распространен метод, реализуемый галогенератором? Характеризует популярность приборов у медицинской общественности.
  • Имеются ли публикации в научных изданиях, учебниках, пособиях для врачей, где описывается опыт применения галотерапии с предлагаемыми приборами? Говорит о работе по изучению метода и изучению эффективности применения приборов на практике. А так же, о возможности найти публикации, по которым можно обучиться галотерапии.
  • Есть ли у фирмы производителя опыт взаимодействия с медицинской наукой? Говорит о проведении работ по изучению метода.
  • Есть ли у фирмы-производителя медицинский соисполнитель, и каков его опыт и квалификация? Говорит о способности фирмы учитывать требования медицинских методик.
  • Каков профессиональный состав инженерной службы производителя?
  • Есть ли у фирмы сервисная служба, сервисное обслуживание?
  • Имеются ли на складе у производителя готовые аппараты? Наличие аппаратов на складе говорит о том, что производитель не будет изготавливать для вас приборы за ваши деньги, он тратит на процесс изготовления собственные оборотные средства.
  • Обновляет ли фирма-производитель линейку выпускаемых аппаратов?
  • Каковы финансовые условия покупки? Есть скидки, рассрочки платежа, аренда приборов?

И только после получения ответов на эти вопросы, можно ради любопытства задать вопросы: «А как, там у Вас с новизной технических решений? Патентуют ли Ваши инженеры и медики свои изобретения?»

Не поддавайтесь на трюки маркетологов и недобросовестных производителей. В наше время всегда можно проверить правдивость и истинность утверждений, проведя поиск в Интернете, изучив отзывы, обратившись за консультацией к экспертам.

Н. Головин


Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

 

 

Читайте также

© Соляные пещеры России, 2024
Файл сгенерирован на ресурсе galoportal.ru со страницы:
https://galoportal.ru/poleznoe/stati/mif-o-patentakh-na-izobreteniya/